Узел Грейпвайн и другие полезные узлы: схема вязки и применение

Узел Грейпвайн и другие полезные узлы

Грейпвайн – это узел, который пользуется популярностью у моряков и туристов.

Благодаря ему человек может быстро соединить два троса. Но при этом они должны быть одинаковыми по диаметру.

Вязать узел не сложно. С этим могут справиться даже новички. Нужна лишь ловкость пальцев и практика.

Описание узла Грейпвайн и схема его вязания

Знание узла будет полезно всем любителям активного отдыха. А особенно альпинистам и яхтсменам. Использовать Грейпвайн можно и для бытовых целей.

Описание узла грейпвайн и схема его вязания

Как выглядит и для чего нужен

Грейпвайн пригодится для того, чтобы быстро связать два конца верёвки или лески.

Поэтому его можно использовать на рыбалке, в альпинистских походах, на яхте и т.д. Такой узел не требует создания контрольных фиксаторов.

Это упрощает его вязание и расширяет область применения. На концах тросов при этом образуются небольшие «блямбочки». Которые препятствуют их проскальзыванию.

Обратите внимание! Узел допускает небольшую разницу в диаметрах тросов (до 3-5 мм). Его прочность от этого не страдает.

Узел Грейпвайн

Двойной рыбацкий узел

У Грейпвайна есть и другое, более популярное название – двойной рыбацкий узел. Он получил его не случайно.

Рыбакам часто приходилось соединять троса разного диаметра. При этом требовался простой и надёжный узел. Который можно было бы завязать даже в тяжёлых штормовых условиях.

Грейпвайн для этих целей подходил как нельзя лучше. Поэтому среди людей, которые выходят в море для промышленного лова, он до сих пор пользуется большой популярностью.

Обратите внимание! Такая популярность объясняется тем, что узел невозможно случайно развязать. Чем больше усилий прикладывается к любой его части, тем сильнее начинает затягиваться петля на нём. Это позволяет использовать его в различных погодных условиях.

Внешне грейпвайн сильно напоминает восьмёрку. Хотя схемы вязания этих двух соединений не похожи друг на друга.

Это две простые связки, которые располагаются в противоположных направлениях. В некоторых случаях достаточно «полуузла», т.е. соединения, расположенного только на одном из тросов.

Знание схемы вязания грейпвайна может пригодиться человеку в следующих сферах:

  • на рыбалке;
  • в походе;
  • в горах;
  • во время спасательной операции;
  • при выполнении такелажных и высотных работ;
  • при связывании буксировочных тросов;
  • при формировании петли из 2 репшнуров;
  • при создании самостраховки;
  • при создании 1 длинного шнура или каната из нескольких коротких.

Обратите внимание! Люди, которые занимаются альпинизмом на профессиональном уровне, считают грейпвайн одним из самых надёжных узлов.

Это обуславливается его необычной конструкцией. При этом концы узлов как бы контролируют друг друга, мешая соединению проскальзывать.

Даже если трос постоянно подвергается сильным рывкам, конструкция не потеряет своей прочности.

Узел Грейпвайн

Достоинства и недостатки

Этот узел считается универсальным, т.к. может применяться в различных сферах деятельности и отдыха человека.

Его можно использовать даже в качестве страховочного при совершении опасных восхождений.

Он подходит для того, чтобы соединить верёвки как одинакового, так и разного размера.

К основным достоинствам двойного рыбацкого узла относятся:

  • Устойчивость. Благодаря своей конструкции узел не растягивается. Напротив – чем сильнее нагрузка, тем выше прочность соединения.
  • Возможность соединения тросов разного типа.
  • Здесь не нужно вязать контрольные узлы. Соединение само выступает в их качестве.
  • Универсальность. Узел можно применять как на судне, так и на горе. При этом он даёт возможность соединить те верёвки, которые нельзя связать другими узлами.

Как и у любого другого узла, у Грейпвайна имеются и отрицательные стороны.

Главный недостаток в том, что если на тросе превышена максимальная нагрузка, соединение медленно начнёт ползти.

Но эта проблема легко решается, если человек при завязывании оставляет небольшие «хвостики» (10-20 см).

Ещё одним недостатком соединения является то, что узел, который подвергался серьёзным нагрузкам, будет очень сложно распутать.

Сделать это при отсутствии как минимум спайки практически невозможно.

Узел Грейпвайн

Как вязать

Грейпвайн считается более сложным узлом. Если сравнивать его с более распространённой восьмёркой или булинем (беседочным узлом).

Но при этом разобраться в тонкостях его создания могут даже новички.

Важно! При первом вязании узла желательно, чтобы рядом находился человек, уже знакомый с Грейпвайном.

Если такой возможности нет, следует несколько раз завязать и развязать узел. Перед тем, как применять его в «боевых» условиях.

Алгоритм действий:

  • Концы двух тросов укладываются параллельно друг другу. Но в противоположных направлениях (перехлёст около 20 см в обе стороны).
  • Ходовой конец одной верёвки оборачивается вокруг основы другой. Получается небольшой виток.
  • Формируется петля. Ходовка первой верёвки полностью оборачивается вокруг основы и выводится под неё.
  • Делают дополнительный обнос. Формируется ещё одна петля.
  • Ходовка проводится сквозь петли.

После этого остаётся лишь отрегулировать и затянуть узел. Затем аналогичные операции повторяются с ходовым концом противоположной верёвки.

Как вязать узел Грейпвайн

Как вязать узел Грейпвайн

Как вязать

Как вязать узел Грейпвайн

Как вязать узел Грейпвайн

Как вязать узел Грейпвайн

Как вязать узел Грейпвайн

Как вязать узел Грейпвайн

Ещё немного про узлы

Конечно, грейпвайн – это не единственный узел.

Существует и множество других прочных и качественных соединений. Которые необходимо знать как моряку, так и туристу.

Дубовый узел

Дубовый узел

Подойдёт для соединения верёвок, которые имеют одинаковый диаметр.

Идеален для связывания тросов на дюльфере. Схема вязания практически идентична Проводнику.

Важно! Под серьёзными нагрузками это соединение нередко начинает сильно ползти. Поэтому со стороны «ходовки» нужно оставлять «хвостик» длиной 30-40 см, не меньше.

Перед началом использования верёвкам делают дополнительную протяжку. Это особенно актуально в тех случаях, когда они побывали под водой (например, при преодолении реки).

Дубовый узел

Подходит для связывания концов верёвок. Считается одним из самых надёжных узлов.

Т.к. даже при серьёзных нагрузках не ползёт, а наоборот, дополнительно затягивается. Однако развязать его практически невозможно.

Рыбацкий

Рыбацкий

Упрощённая версия грейпвайна. Используется для тех же целей, но отличается меньшей прочностью.

Подходит для тросов одинакового диаметра. Его легко завязывать. Но при возникновении больших нагрузок или рывков верёвки, он может начать ползти.

Рифовый

Рифовый

Отличается своей простотой. Подходит для блокировки страховки. Его легко завязать и распустить.

Более того, этот узел знает практически каждый человек. Причём с детства. Ведь большинство людей завязывает шнурки на ботинках именно двойным рифовым узлом.

Интересный факт! Своё название конструкция получила во времена парусного флота. Её использовали при взятии рифов, т.е. при уменьшении площади паруса (для этого на полотне в несколько рядов шли специальные завязки, которые и подвязывали на этот узел).

Двойной булинь

Двойной булинь

Универсальный узел, который можно использовать в различных ситуациях.

Подойдёт для того, чтобы закрепить дополнительную верёвку к основе или создать стопор.

Полезное видео:

Заключение

Идеального узла, который подошёл бы на все случаи жизни, не существует.

Каждое соединение подходит лишь в определённой ситуации. Поэтому свои навыки вязания узлов необходимо постоянно совершенствовать.

Узел Грейпвайн

В определённый момент это может спасти человеку жизнь.

Узлы для альпинизма Грейпвайн

Узел Грейпвайн – это один из основных альпинистских узлов. Его можно применять как на подъёме, так и на спуске.

Подойдёт он и для бытовых ситуаций. Когда нужно быстро соединить концы верёвок разного или одного диаметра.

Соединение отличается своей прочностью. Чтобы развязать его, человеку потребуется приложить значительные усилия.

Узлы для альпинизма Грейпвайн

Тройной узел Грейпвайн

В отличие от стандартного грейпвайна здесь при завязывании узла нужно сделать не два оборота ходовки вокруг основы, а три.

Это в разы повышает прочность соединения и снижает риск его развязывания под возрастающей нагрузкой.

Для того чтобы связать его, нужно:

  • Взять два конца троса.
  • Расположить их параллельно друг другу.
  • Вывести «хвостики» длиной по 20-30 см.
  • Сделать одним концом три оборота вокруг другого.
  • Вывести ходовку под петли.
  • Проделать аналогичную процедуру с другим концом.

Остаётся лишь как следует затянуть соединение.

Рекомендованные узлы

Рекомендованные узлы

Вязание узлов – это один из основных навыков альпиниста.

Он не менее важен, чем умение пользоваться кошками или ледорубом. Крепкий узел – это основа безопасности при прохождении сложных участков маршрута.

Общие правила вязания узлов:

  • отсутствие перехлёстов;
  • правильный «рисунок» узла;
  • размер свободного конца верёвки должен быть не менее 10 диаметров верёвки (7 см);
  • узел должен быть затянут и расправлен.

Важно! Любой узел, который человек вяжет на тросе, приводит к тому, что прочность верёвки снижается (от 20 до 30%).

Восьмёрка

Восьмёрка

Подойдёт для фиксации верёвки на станции, организации стопора или страховки.

Отличается простотой вязания. Но под серьёзными нагрузками восьмёрка сильно затягивается.

Развязать её без специальных инструментов при этом невозможно.

Проводник

Проводник

Подойдёт в качестве блока или как инструмент для соединения карабина и верёвки.

По сути, это немного изменённая конструкция хорошо всем знакомого простого или «бабьего» узла.

Стремя

Стремя

Подойдёт для прикрепления троса на станции или в качестве самостраховки.

Может быть использован и в других сферах. Отличается своей надёжностью. Почти не ползёт (при нагрузках менее 4 kN).

Булинь

Булинь

Как и большинство узлов, пришёл в альпинизм с флота.

Считается, что его должен знать каждый моряк. Подойдёт для фиксации верёвки на якоре или страховке.

Итальянский узел

Итальянский узел

Для страховки или торможения верёвки.

Можно использовать как при спуске, так и при подъёме.

Узел Грейпвайн

Узел Грейпвайн

Подойдёт для соединения или фиксации концов двух верёвок.

При этом позволяется использовать троса как одинакового, так и разного диаметра (но с разницей не больше сантиметра).

Одно из самых надёжных соединений, которое не ползёт даже под большими нагрузками.

Плоский

Плоский

Используется при спуске по двойной верёвке или для организации дополнительной страховки.

Прусик

Прусик

Прусик

Назван в честь президента Австралийского альпинистского клуба Карла Прусика. Который изобрёл этот узел в 1931 году.

Подходит для страховки на спуске.

Французский схватывающий

Французский схватывающий

Французский схватывающий

Самостраховка, предназначенная для репшнура диаметром около 6-7 мм.

Отличительная особенность – прочность и лёгкое развязывание.

«Контрольный» узел или «полу-Грейпвайн»

«Контрольный»

«Контрольный»

Вяжется идентично стандартному грейпвайну, но при этом не дублируется на втором тросе.

Используется в качестве контрольного узла или стопора.

Узлы для альпинизма Грейпвайн

Узлы для альпинизма Грейпвайн

Узел Грейпвайн, булинь, морские и рыбацкие

Большинство узлов было придумано во времена парусного флота (около 4 тыс. вариантов).

Однако в туризме и альпинизме применяются всего лишь 30-40. Из них рекомендуется выучить хотя бы 10-15.

Узлы бывают нескольких типов:

  • схватывающие;
  • вспомогательные;
  • амортизирующие.

Есть отдельные соединения для тросов одинаковой и разной длины. Для этих целей подходит Грейпвайн или прямой.

Для страховки можно завязать восьмёрку или проводник.

Если в качестве опоры при спуске используется дерево – незаменимым будет знание, как завязать булинь.

Обратите внимание! Грейпвайн считается универсальным узлом. Его можно применять для многих операций.

Применение узла Грейпвайн

Соединение распространено повсеместно. Поэтому чётко обозначить сферу его использования невозможно.

Он актуален везде, где человеку приходится иметь дело с канатами, лесками и пр.

Главная его цель – обеспечить крепкое соединение двух тросов.

Поэтому такой узел можно встретить на судах всех флотов. У альпинистов, в сельском хозяйстве и пр.

Даже в быту знание, как его завязывать, может оказаться очень полезным.

Вспомогательные и контрольные: что это и для чего

Контрольные узлы обеспечивают дополнительную прочность соединению и препятствуют его развязыванию. Их нередко применяют в качестве стопоров.

Вспомогательные нужны для обеспечения самостраховки и при спасательных операциях. Когда нужно зафиксировать человека или груз.

Узел Грейпвайн

Простой и надёжный узел. Его вяжут из двух шлагов. Поэтому второе название соединения – двойной рыбацкий узел.

Считается одним из самых надёжных. Среди аналогов у него наименьший коэффициент ослабления троса (около 5%).

При его завязывании человек может не делать контрольные узлы, что позволяет экономить верёвку. Это обуславливается необычной конструкцией соединения.

Что снижает прочность верёвки

Что снижает прочность верёвки

К этому явлению приводит любой туристический узел. Оно вызвано изменением направления волокон.

Кроме того, при активной эксплуатации трос быстрее перетирается на месте соединения.

Обратите внимание! Некоторые узлы способны снизить прочность троса до 35-60%.

Как сохранить и нужно ли чистить канаты

За верёвками, которые применяются в альпинизме, нужно тщательно ухаживать. Это продлевает их срок службы в несколько раз.

Троса периодически стирают. Это обязательно нужно делать в тёплой воде.

От использования стиральных порошков лучше отказаться. Помещать канат в машинку также не самая разумная идея.

После стирки трос сушат в полутени на свежем воздухе.

Когда верёвку убирают на хранение, внизу обязательно должен быть уложен тент или кусок плотной ткани.

Перед каждым походом канаты тщательно проверяются. Особое внимание уделяется их целостности.

Преимущества перед двойным встречным узлом

Главное достоинства Грейпвайна – отсутствие необходимости «контролить» его.

Это экономит время, верёвку и делает завязывание узла более простым.

При этом Грейпвайн минимально «забирает» прочность, чего нельзя сказать о других узлах.

Что нужно знать о Грейпвайне

Узел часто путают с восьмёркой. Нет, вяжутся эти две конструкции по-разному, но в «готовом виде» они очень похожи друг на друга.

Узел Грейпвайн, как и любой другой узел, немного ослабляет трос. Но при этом верёвка теряет не более 5% от запаса прочности (при стандартных 30%, типичных для конструкций другого вида).

Специфическая туристическая терминология

Специфическая туристическая терминология

При завязывании узлов могут применяться термины, которые, скорее всего, будут непонятны новичку.

К числу таких слов можно отнести:

  • Основа (основной конец). Это часть троса, вокруг которой оборачивают другой конец.
  • Ходовой или рабочий (ходовка). Часть троса, которым человек выполняет какие-то действия (например, завязывает петлю).
  • Открытая петля. Трос, сложенный вдвое (т.е. нижняя часть пели не закрыта «перехлестом»).
  • Калышка. Петля закрытого типа.
  • Обнос – «обвод» каната вокруг любого препятствия (дерева, другого троса, опоры и пр.).
  • Шлаг. Полный оборот ходового конца вокруг троса.

Последовательность получения двойного ткацкого соединения

Узел формируется из последовательных полуузлов, которые завязываются на оконечностях тросов.

Для этого следует уложить канаты параллельно друг другу. Один из них дважды обивается вокруг другого.

Его конец проводится под образовавшимися петлями. При этом обязательно нужно оставить небольшой «хвостик».

Как связать узел

  • Подготовить две верёвки с равными диаметрами.
  • Взять свободный конец одной из них. И при его использовании сделать петлю вокруг другого конца нити.
  • Направляясь от конца верёвки к основанию, обмотать её ещё раз.
  • Этот конец нити пропустить в положении, параллельном верёвке. Сквозь образованные отверстия, начиная от основания. И, вытянув конец нити у окончания.
  • Повторить процедуру с другим тросом.

Как научиться быстро вязать узел Грейпвайн

Нередко завязывать узел приходится в экстремальных условиях, где важна каждая секунда.

Поэтому перед походом нужно довести навык создания креплений до автоматизма. Это позволит сохранить драгоценное время в критической ситуации и спасти жизнь человеку.

Если у туриста хорошо развита зрительная память, он может просто запомнить все существующие схемы вязания.

При этом он должен отрабатывать навык всякий раз, когда ему в руки попадёт верёвка.

Также важно точно запомнить последовательность вязания.

В первое время рекомендуется отрабатывать отдельные части узла. Затем создание всей конструкции в целом.

Как вязать узел Грейпвайн

  • Взять два троса.
  • Обмотать конец одного вокруг основы другого.
  • Просунуть ходовку в образовавшуюся петлю.
  • Повторить действие с другим концом.

Узел Грейпвайн

Узел Грейпвайн

Его также называют “двойной рыбацкий узел”.

Он популярен во многих сферах жизни человека.

Внешне похож на восьмёрку, но конструктивно отличается от неё.

Подходит для соединения концов двух верёвок.

Применение

Применяется в туризме, яхтинге, строительстве, с/х и пр.

Подходит для связывания лески, ниток, тросов и канатов.

В конном спорте его применяют для подвязывания стремян.

Считается одним из самых крепких и надёжных узлов.

Узел Грейпвайн и другие полезные узлы

Больше информации про другие узлы можно получить в статьях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: